Вот эти четыре служителя и были самыми крупными фигурами, пользовавшимися большим авторитетом в христианских общинах после смерти апостолов. Но, к сожалению, апостольские ученики в некоторых вопросах уклонились от доверенного им учения. Особенно это наблюдается в вопросах по управлению церковью. Во время апостолов каждый христианин чувствовал себя священиком Бога Всевышнего и считал себя обязанным служить Богу тем даром, какой получили от Него.
Кроме того, в апостольских христианских общинах существовало два рода служителей: старейшины и диаконы. Старейшины должны были заботиться о духовных нуждах членов общины, а диаконы о хозяйственных нуждах общины. Старейшины назывались также пресвитерами или епископами (наблюдателями). В обязанности старейшин входило совершение крещений и хлебопреломлений. Но это не давало им право возвышаться над другими верующими и требовать к своей персоне особых почестей. Апостол Павел был очень твердым человеком в вопросах веры, он не допускал никаких отклонений от учения Христа: в борьбе со грехом, в борьбе за чистоту евангельского учения он был несгибаемым воином Христовым. Но он не от кого не требовал преклонения перед своей персоной, он нигде и никогда не возвеличивал свою личность, не стремился вокруг себя создавать ореол величия. Апостольские ученики в этом отношении допустили некоторое отклонение. В посланиях апостольских учеников, в отличии от посланий апостолов, звучат требования о высшей почести для епископов. Игнатий написал в течение своей поездки из Антиохии в Рим семь писем. И во всех этих письмах видно желание возвеличить служителей Христовых. Из этих посланий мы видим, что была создана трехъярусная система служителей: епископат, пресвитериат и диаконат. И все эти послания подготовили почву для разделения Церкви Христовой на духовенство и прихожан, в то время, как в первых апостольских общинах такого деления не было. В дальнейшем граница между духовенством и прихожанами становилась все более и более резкой. Начало этому и было положено посланиями апостольских учеников. В своем послании к Ефесской церкви Игнатий пишет: "Обратим на то внимание, братья, чтобы мы не противились епископу; этим мы покажем свою подчиненость Богу... Из этого ясно, что мы должны смотреть на епископа, как на Самого Господа". Какой вред принесли в дальнейшем эти слова Игнатия! Достигнув большой власти и потеряв связь с Богом, епископы стали уводить христиан далеко от первохристианства. Последователи Игнатия твердили, что епископу должно подчиняться, как Богу, и критиковать епископа никто из простых смертных не имеет права. Многие христиане в дальнейшем эти послания Игнатия поставили на одном уровне с апостольскими посланиями. Но апостольские послания были воистину Словом Божиим, в то время как в посланиях учеников уже незаметно вкрадывались некоторые моменты, идущие наперекор Слову Божьему. По учению Христа и Его апостолов, нашей путеводной звездой является только Слово Божье, и поэтому если даже епископ станет учить не тому, чему учит Слово Божье, то такого епископа не следует слушать. Однако послания Игнатия воспитывали христиан в абсолютной и безоговорочной покорности епископу. Если епископ сказал, то все должны замереть перед ним - таков смысл поучений Игнатия. В послании к христианам Магнезии Игнатий пишет: "Увещеваю вас, чтобы вы старались делать все по божеском единодушии, ибо ваши епископы предстоят на месте Бога". В послании к Филадельфийской церкви пишет: "Я взывал, как бы я был между вами, я говорил громким голосом: слушайтесь епископов и пресвитеров и диаконов! Некоторые думали, что я говорил, потому что видел раздоры, возникавшие среди вас. Но беру Бога в свидетели ради Которого я в узах, что я ничего не о ком не знал; но это был Дух, говоривший во мне в этом случае. Ничего не делайте без епископа; храните ваши тела, как храмы Божии; любите единение; избегайте распрей; будьте последователями Христа, как Он был последователем Своего Отца". Здесь Игнатий уверяет читателей, что в данном случае через него говорит Сам Бог. Но не будем впадать в крайности и воздадим должное Игнатию. Он был честный и искренний христианин. Однако нередко и честные и искренние люди делают ошибки. Заботясь о благе церкви, о предохранении ее от раздоров, Игнатий ратовал за то, чтобы сильная власть была в руках руководителей церкви. Он думал таким образом сохранить общины от распрей. Но он не думал о том, что этим самым будет нарушена демократия, которая была в апостольских общинах, и в церкви создадутся все условия для самой необузданой тирании, достигшей своего высшего предела в средние века в лице римских пап. Средние века пожинали всходы, посеяные еще апостольскими учениками. Подобный посев мы видим не только в посланиях Игнатия, но и в посланиях других апостольских учеников. И все же мы чтим их как искренних христиан, мученической смертью своей доказавших свою верность Христу. Все мы способны ошибаться. Не будем бросать камни осуждения в апостольских учеников, а извлечем из всего сказанного для себя полезные уроки. История христианства - это прекраснейшая школа, богатая ценнейшими уроками.